Cпецпроекты

Фейки и желтуха победили. В этом виноват лично ты


0 4220 465

СМИ переживают системный кризис. Доверие к любой информации в интернете падает, как и качество контента. Интернет — это мощнейшее средство коммуникации — превратился в сплошной обман, чтобы набрать классы. Почему?

Дурацкое слово «постправда» навязло на зубах, истерия вокруг fake news тоже порядком надоела, но это только начало. Настоящее буйство фейков и желтухи впереди, и бороться с ними невозможно. Потому что пришлось бы бороться с тобой, дорогой читатель.

Главная проблема современных СМИ — не государственная пропаганда, не тролли и даже не рептилоид Марк Цукерберг (хотя он тоже, конечно, постарался). Главная проблема современных СМИ — это лично ты. Потому что тебе не нужна информация; тебе нужны регулярные дозы тупейшего допамина и подтверждение своих предрассудков.

Начнем с того, дорогой читатель, что ты по факту не такой уж и дорогой. Твой лайк в Фейсбуке стоит пару гривен, а клик по рекламному баннеру — пару копеек. Стараться для тебя не выгодно. Когда ты в последний раз платил за журналистику? Пятнадцать лет назад, когда покупал журнал Cool? Вот именно.

СМИ — геморройный и не очень прибыльный бизнес. Зарплаты здесь, мягко говоря, не самые высокие, так что все молодые журналисты с амбициями и более-менее живыми мозгами довольно быстро убегают в соседние сферы: пиар, маркетинг, политика — куда угодно, лишь бы не клепать на конвейере потоки бессмысленного контента вперемешку с дешевой рекламой. Остаются те, кого под солнце не взяли. Ну или те, кто ничего другого не умеет.

Дорогой читатель на этом месте возмутится: почему это я виноват в том, что журналисты плохо работают и кормят меня посредственностью? А мы ответим: посредственность — это твое любимое блюдо.

Ты расфокусирован и не умеешь концентрироваться дольше нескольких минут. Ты жаждешь быстрых и простых эмоций. Посочувствовать, испугаться, потешить самолюбие — и забыть. Тебе нужно регулярно чувствовать эмпатию, но не настоящую, а быстрорастворимую. Ой, какие бедненькие сироты. Ой, какая красивая Меган Маркл. В ближайшем будущем для этих целей обязательно придумают таблетки, а пока придется довольствоваться лентой Фейсбука.

Злиться и возмущаться, кстати, тебе тоже нравится. Тебя очень легко втянуть в срач, ведь срачи дают тебе возможность чувствовать себя умнее других. Написал едкий возмущенный комментарий — и сразу хорошо, аж по штанине потекло.

Ты находишься в информационном пузыре и готов на все, лишь бы он оставался целым. Ты мастерски умеешь не замечать то, что противоречит твоим убеждениям — и с удовольствием слушаешь и передаешь дальше то, что их подтверждает.

Больше всего ты любишь читать о себе самом. Пройти тест «Какой ты цветочек», узнать о своей принадлежности к выдуманной социальной группе, сравнить свою температуру со средней по больнице. Именно поэтому я сейчас пишу, как бы обращаясь к тебе, это очень рабочий приём. Почему ты кликнул на этот заголовок? Разве тебя так тревожит судьба журналистики?

Поговорить о себе ты тоже очень любишь. Ты как бы беспокоишься о своей приватности (потому что эта тема сейчас на хайпе), возможно, даже заклеил веб-камеру, но твоя жажда внимания не имеет границ. Тебе нужно постоянно сообщать о себе: там чекин, здесь селфач.

Короче говоря, тобой довольно просто манипулировать. Не как два пальца, конечно, но и не квантовая физика. Создать хайп или разжечь срач — ремесло с набором безотказных инструментов.

Так что, повторюсь, дело не в плохих технологиях и не в тайном заговоре против истины. «Тайный заговор, безусловно, существует — просто в нем участвует все взрослое население». СМИ вслед за политиками поняли, что популизм — это вкусно и калорийно. А ты и рад, дорогой читатель.

В условиях высокой конкуренции (все сейчас — медиаличности), низкой рентабельности (есть тысяча способов заработать быстрее и проще) и беспрецедентной дешевизны (сайт стоит на порядок дешевле, чем газета) задача журналиста — заставить тебя спонтанно кликать. Снова и снова.

Этим журналисты и занимаются, успешно и не очень. И молятся, чтобы их побыстрее заменила нейросеть, избавив от страданий.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: